Цепная передача — это механизм для передачи вращательного движения между валами с помощью гибкого элемента — цепи. Передача осуществляется за счет сил зацепления ее звеньев с зубьями звездочек. Она может обеспечивать как постоянное, так и переменное передаточное число (например, в цепных вариаторах).
Основные компоненты
- Ведущая звездочка: устанавливается на входном (движущем) валу.
 - Ведомая звездочка: устанавливается на выходном (приводимом) валу.
 - Цепь: замкнутое кольцо, состоящее из подвижных звеньев, соединенных шарнирами. Концы цепи соединяются специальным разборным звеном. Для равномерности износа число зубьев на звездочках и число звеньев цепи стремятся делать взаимно простыми.
 
Ключевые характеристики и особенности
- Универсальность, простота, экономичность: основные преимущества конструкции.
 - Бесшумность: при качественном исполнении может быть почти бесшумной, проще в изготовлении, чем бесшумные косозубые шестерни (исторически применялась в КПП дорогих автомобилей).
 - Передаточное отношение: среднее значение постоянно (отсутствие проскальзывания), но мгновенное – непостоянно, особенно при малом числе зубьев, что вызывает колебания скорости.
 - КПД: сравнительно высокий, находится в диапазоне 0.92 – 0.98.
 
Достоинства цепной передачи
- 
По сравнению с ременной:
- 
Отсутствие проскальзывания и гарантированное постоянство среднего передаточного отношения.
 - 
Отсутствие необходимости в сильном предварительном натяжении, что снижает нагрузки на валы и подшипники.
 - 
Способность передавать значительные мощности как на высоких, так и на низких скоростях.
 - 
Устойчивость к работе в широком температурном диапазоне (высоких и низких температурах).
 - 
Возможность легкой модификации длины цепи добавлением или удалением звеньев.
 - 
Компактность при меньших межосевых расстояниях.
 
 - 
 - 
По сравнению с зубчатой:
- 
Меньшая чувствительность к неточностям расположения валов и ударным нагрузкам.
 - 
Возможность передачи движения на значительно большие расстояния (до 7 метров).
 - 
Более простая компоновка при больших межосевых расстояниях.
 - 
Большая подвижность валов друг относительно друга.
 - 
Возможность передачи движения одной цепью нескольким ведомым звездочкам (многозвенные передачи).
 - 
Малые силы, действующие на валы.
 
 - 
 
Недостатки
- Удлинение цепи: постепенное увеличение длины (шага) цепи из-за износа шарниров, требующее регулировки натяжения или замены цепи.
 - Стоимость: сравнительно высокая стоимость качественных цепей.
 - Реверсирование: невозможность плавного реверсирования без остановки передачи.
 - Картер: требует установки в защитном корпусе (картере), особенно для ответственных или высокоскоростных передач.
 - Смазка: сложность эффективной подводки смазочного материала к внутренним шарнирам цепи, критичная для долговечности.
 - Динамика: непостоянство скорости движения цепи, вызывающее колебания передаточного отношения и вибрации.
 
Классификация цепей по назначению
- Приводные цепи: предназначены для передачи мощности (энергии) с постоянным передаточным отношением в широком диапазоне скоростей. Характеризуются малым шагом (для снижения динамических нагрузок) и износостойкими шарнирами (для обеспечения долговечности). Примеры: Роликовые, втулочные, зубчатые цепи.
 - Тяговые цепи: используются для транспортировки грузов (конвейеры, элеваторы, эскалаторы) при скоростях до 2-4 м/с. Имеют большой шаг, пластины простой формы, могут быть без втулок. Габариты звездочек не критичны.
 - Грузовые цепи: применяются для подвески, подъема и опускания грузов (тали, лебедки) при скоростях до 0.25-0.5 м/с и высоких нагрузках. Типы: круглозвенные, пластинчатые. Иногда выполняют роль приводных (например, в цепных талях с ручным приводом).
 
Классификация цепных передач
- По типу цепи: роликовые, втулочные, зубчатые.
 - По числу рядов цепи: однорядные, многорядные (двухрядные и т.д.).
 - По числу ведомых звездочек: двухзвенные (нормальные), многозвенные (специальные).
 - По расположению: горизонтальные, наклонные, вертикальные (требует систематического регулирования натяжения).
 - По способу натяжения: регулировка межосевого расстояния, натяжные устройства (звездочки, ролики).
 - По исполнению: открытые (работают без смазки или с ручной смазкой), закрытые (в картере с масляной ванной — для ответственных передач).
 - По характеру скорости: понижающие, повышающие.
 
Область применения
Цепные передачи чрезвычайно широко распространены в различных отраслях:
- Транспорт: велосипеды, мотоциклы, автомобили (исторически КПП, сейчас чаще ГРМ, приводы вспомогательных агрегатов), строительно-дорожная техника.
 - Сельхозмашины: приводы различных механизмов комбайнов, тракторов.
 - Промышленность: станки, технологическое оборудование, нефтегазовое оборудование.
 - Транспортирующие устройства: конвейеры всех типов, элеваторы, питатели. Здесь цепи часто являются не только приводным, но и рабочим органом (скребковые, ковшовые конвейеры/элеваторы).
 - Грузоподъемные механизмы: тали, лебедки.
 
Практические аспекты
- Наибольшее распространение имеют открытые передачи с однорядными втулочно-роликовыми цепями, встроенные непосредственно в машины, работающие без смазки или с периодической ручной смазкой.
 - Ответственные и высокоскоростные передачи выполняют закрытыми в жестком картере с масляной ванной для обеспечения эффективной смазки и защиты.
 - Диапазон мощностей: современные цепные передачи способны передавать мощности до 5000 кВт (5 МВт).
 - Диапазон скоростей: работают на скоростях движения цепи до 25-30 м/с.
 - Типичный диапазон: наибольшее применение находят передачи мощностью до 120 кВт при окружных скоростях до 15 м/с.
 - Критерии выбора: применение оправдано при средних межосевых расстояниях где зубчатые требуют сложной компоновки, жестких требованиях к габаритам, необходимости работы без проскальзывания когда клиноременная передача не подходит.