Посадки подшипников качения являются критическим фактором надежности и долговечности узлов. Специфические условия работы — высокие частоты вращения, значительные нагрузки, малые площадки контакта тел качения с дорожками качения и ограниченная длина посадочных поверхностей относительно диаметров — предъявляют строгие требования к точности сопряжений, качеству посадочных мест, а также процедурам монтажа и демонтажа.
Нормативная база: ГОСТ 3325
Основным регламентирующим документом является ГОСТ 3325-85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки». Стандарт распространяется на подшипниковые узлы с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм при следующих условиях:
- Валы: сплошные или полые толстостенные.
 - Корпуса: толстостенные.
 - Материал валов и корпусов: сталь или чугун.
 - Максимальный нагрев подшипника при работе: ≤100°C.
 
ГОСТ 3325 устанавливает:
- Поля допусков для валов и отверстий корпусов.
 - Рекомендуемые посадки.
 - Требования к шероховатости посадочных поверхностей и опорных торцов.
 - Допустимые отклонения формы и расположения поверхностей: овальность, конусообразность, биение.
 - Значения допустимых углов взаимного перекоса колец подшипника.
 - Рекомендации по монтажу.
 
Принципы назначения посадок
Конкретные посадки для подшипниковых узлов назначаются конструктором на основе анализа условий эксплуатации механизма. Ключевой принцип: прочность соединения должна гарантировать отсутствие проворачивания неподвижно установленных колец относительно посадочных мест.
Общее правило: чем тяжелее условия работы, тем плотнее должна быть посадка. Факторы, требующие увеличения натяга:
- Высокая нагрузка: абсолютная величина.
 - Динамика нагрузки: большой диапазон колебаний, высокая скорость изменения нагрузки, ударный характер нагрузки.
 - Вибрации.
 - Высокие окружные скорости.
 
Посадки с натягом предотвращают:
- Проворачивание колец на посадочных поверхностях.
 - Смятие и разбивание поверхностей.
 - Фрикционную коррозию (фреттинг-коррозию).
 
Требования к посадочным поверхностям и конструкции узла
Обеспечение заданных характеристик посадки возможно только при соблюдении требований к геометрии и качеству поверхностей.
- 
Размерная точность: предельные отклонения диаметров вала и отверстия корпуса должны строго соответствовать выбранному полю допуска и классу точности посадки.
 - 
Форма и расположение: отклонения формы (овальность, конусообразность) и расположения (торцевое биение) должны быть ограничены в соответствии с требованиями ГОСТ 3325 или более строгими проектными нормами. Превышение допусков ведет к перекосу колец, неравномерному натягу и повышенному износу.
 - 
Шероховатость: поверхности должны быть хорошо обработаны для предотвращения смятия и среза микровыступов при запрессовке и эксплуатации, снижения риска коррозии и обеспечения точности измерения диаметров приборами точечного контакта. Требования к шероховатости по ГОСТ 3325:
Посадочная поверхность Параметр шероховатости Ra, мкм (max) Вал: - при диаметре до 80 мм 1.6 - при диаметре свыше 80 мм 2.5 Отверстие корпуса: - при диаметре до 80 мм 1.6 - при диаметре свыше 80 мм 2.5 Опорные торцы заплечиков: 3.2  - 
Фаски: посадочные поверхности валов и отверстий корпусов должны иметь входные фаски с малым углом конусности (обычно 10°-15°). Это обеспечивает плавность посадки, уменьшает срез микровыступов и снижает риск повреждения кромок колец при монтаже.
 - 
Конструкция для монтажа/демонтажа:
- 
Высота заплечиков валов и корпусов должна быть меньше толщины буртика соответствующего кольца подшипника.
 - 
На валах, при необходимости, должны быть предусмотрены продольные пазы, примыкающие к заплечикам, для лапок съемника.
 - 
В корпусах должны быть предусмотрены технологические отверстия (резьбовые или сквозные) для выпрессовки наружных колец.
 - 
Отверстия корпусов по возможности должны выполняться без уступов (гладкими).
 
 - 
 
Таблица 1. Влияние условий работы на выбор посадки
| Фактор условия работы | Рекомендуемое влияние на посадку | Обоснование | 
|---|---|---|
| Нагрузка на кольцо: | ||
| - Циркуляционная (вращающаяся) | Натяг (Более плотная) | Предотвращение проворачивания кольца | 
| - Местная (неподвижное кольцо) | Слабая посадка (Скользящая или с небольшим зазором) | Облегчение осевого самоустановки кольца, снижение риска заклинивания | 
| Величина нагрузки: | ||
| - Легкая | Слабее | |
| - Тяжелая/Ударная | Плотнее (Больший натяг) | Повышение прочности соединения, предотвращение проскальзывания | 
| Температура работы: | ||
| - Повышенная (>100°C) | Учет разницы ТКЛР материалов; для вращ. кольца - более плотная посадка | Компенсация теплового расширения; предотвращение ослабления натяга при нагреве | 
| Требуемая точность вращения | Более точные посадки (Строгие допуски) | Минимизация биения, вибрации | 
Важные замечания и дополнения
- Корпуса из легких сплавов (алюминия) имеют больший коэффициент теплового расширения (ТКЛР) по сравнению со сталью. При нагреве зазор в посадке наружного кольца увеличивается значительно сильнее, чем в стальном корпусе, что может привести к проворачиванию кольца. Требуют специального расчета посадок или применения компенсирующих конструкций (стальные втулки).
- 
Температура >100°C. ГОСТ 3325 явно рассчитан на нагрев до 100°C. При более высоких температурах необходимо учитывать разницу ТКЛР материалов вала, корпуса и подшипника, а также снижение прочности материалов при нагреве. Посадки для вращающегося кольца часто назначают плотнее.
 - 
Специальные случаи (выходящие за рамки ГОСТ 3325): тонкостенные корпуса/втулки – требуют более плотных посадок для наружного кольца из-за упругой деформации корпуса под нагрузкой.
 
 - 
 - «Плавающие» подшипники: в опорах вала один подшипник обычно фиксируется в осевом направлении с обоих сторон, а второй («плавающий») должен иметь возможность осевого смещения (например, наружное кольцо в скользящей посадке в корпусе) для компенсации теплового удлинения вала. Несоблюдение этого принципа ведет к заклиниванию или разрушению подшипников.
 
Строгое соблюдение требований к посадкам, геометрии поверхностей и конструктивным решениям узла является фундаментальным условием достижения проектного ресурса и надежности подшипников качения в эксплуатации.