Стопорные кольца служат для фиксации деталей, таких как подшипники качения, на валах или в отверстиях, предотвращая их осевое смещение. Они упрощают монтаж, обеспечивая быструю установку и надежное крепление. Несмотря на разнообразие видов, принцип их работы одинаков — удержание элементов за счет упругой деформации.
Типы стопорных колец
Наружные и внутренние
- Наружные монтируются на вал, а внутренние — в отверстия.
 - Чаще всего изготавливаются из пружинной стали для упругости, но встречаются и нержавеющие аналоги для влажных сред.
 
Плоские кольца с проушинами
- Имеют усиленную конструкцию с утолщенным сечением.
 - Проушины на торцах позволяют использовать специальные щипцы для монтажа/демонтажа.
 - Применяются в высоконагруженных узлах.
 - Модификация с «лапками» подходит для деталей с крупной фаской.
 
Круглые кольца без проушин
- Устанавливаются без инструментов, за счет упругости материала.
 - Используются для фиксации подшипников.
 
Стопорные шайбы Star-Lock
- Крепятся на гладкие валы без канавок.
 - Плюсы: простая установка, не требуют проточки.
 - Минусы: одноразовые, демонтаж приводит к повреждениям.
 
Материалы изготовления
- Пружинная сталь — основной материал. Обладает высокой упругостью и твердостью, обеспечивая плотную фиксацию. Недостаток — подверженность коррозии, что ограничивает применение во влажной среде.
 - Нержавеющая сталь — устойчива к влаге и агрессивным средам, но уступает пружинной стали в упругости, снижая силу фиксации.
 
Особенности монтажа
- Для колец с проушинами требуются специальные щипцы (прямые или с загнутыми концами для труднодоступных мест).
 - Кольца без проушин и шайбы Star-Lock устанавливаются вручную.
 - Важно! Перед монтажом любого типа кольца необходимо подготовить посадочный паз (канавку) на валу или в отверстии. Без этого фиксация будет ненадежной.
 
Стопорные кольца — незаменимые элементы в машиностроении. Правильный выбор типа и материала, а также соблюдение технологии установки гарантируют долговечность и безопасность механизмов.