Надежность и долговечность подшипников качения в значительной степени определяются соблюдением строгих норм их консервации, упаковки, транспортирования и хранения. Данные процессы регламентируются ГОСТ 520-2011 "Подшипники качения. Общие технические условия" и внутренней технической документацией производителя, утвержденной в установленном порядке.
1. Консервация и Упаковка (ГОСТ 520-2011, п. 11.1, 11.3, 11.4)
- Цель: Защита от коррозии в течение гарантийного срока хранения.
- Процесс: Проводится по утвержденной технической документации. Способ консервации может быть согласован между изготовителем и потребителем в технически обоснованных случаях.
- Гарантийный срок хранения: Определяется конкретным способом консервации и упаковки.
- Упаковочные уровни. Внутренняя упаковка: Подшипники классов точности 6, 5, 4, Т, 2 (D ≤ 30 мм) и массой ≤ 8 кг (D ≤ 300 мм, кл. 5, 4, Т, 2) упаковываются в коробки. Высокоточные подшипники (кл. 6, 5, 4, Т, 2) предварительно помещаются в пластмассовые пробирки или полиэтиленовые пакеты. Коробки могут оклеиваться бандеролью. Транспортная тара: Подшипники во внутренней упаковке или без нее (D > 300 мм или масса > 8 кг) упаковываются в деревянные ящики (ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 16148, ГОСТ 24634). Ящики выстилаются изнутри битумной бумагой (ГОСТ 515) или полимерной пленкой (ГОСТ 10354, ГОСТ 16272). Допускается использование иной тары, обеспечивающей сохранность, защиту от влаги и отсутствие выделения коррозионно-активных веществ. Пустоты заполняются инертным материалом.
Таблица: Требования к внутренней упаковке (ГОСТ 520-2011, п. 11.3)
Категория подшипников | Способ внутренней упаковки |
---|---|
Классы точности 5, 4, Т, 2 | |
- Наружный диаметр (D) ≤ 300 мм, масса ≤ 8 кг | Упаковка в коробки |
Приборные подшипники (все классы точности) | |
- Наружный диаметр (D) ≤ 30 мм | Упаковка в коробки. Классы 6, 5, 4, Т, 2 предварительно в пробирках/пакетах. |
Подшипники D > 300 мм или масса > 8 кг | Упаковка в ящики без коробок |
2. Маркировка (ГОСТ 520-2011, п. 11.9, 11.10)
Коробки/Бандероли и Сопроводительный документ (паспорт):
- Наименование/товарный знак изготовителя.
- Условное обозначение подшипника.
- Знаки дополнительных технических требований (при наличии).
- Количество подшипников.
- Дата консервации (месяц, год).
- Обозначение ГОСТ 520-2011 или ТУ по п. 7.19 (с годом принятия).
Транспортная тара (Ярлык/Ящик): Маркировка по ГОСТ 14192 плюс:
- Наименование изделия ("Подшипники качения").
- Условное обозначение подшипника (или ассортимент).
- ГОСТ 520—2011 или обозначение ТУ по п. 7.19 (с годом).
- Количество подшипников.
- Манипуляционные знаки: "Хрупкое. Осторожно", "Беречь от влаги".
3. Условия Хранения (ГОСТ 520-2011, п. 11.2 + Доп. Требования)
Помещение: Закрытое, отапливаемое, вентилируемое. Необходима изолированная зона (складской приемник) для разгрузки и температурной акклиматизации ящиков (1-2 суток).
Температура: +20°C ±5°C (15°C - 25°C). Суточные колебания ≤ 5°C.
Влажность: Относительная влажность воздуха ≤ 60%.
Расположение: Подшипники хранятся только в заводской упаковке и временной противокоррозионной защите, по возможности – на торцах.
Размещение:
- Подшипники D ≤ 300 мм – на стеллажах (расстояние от стен ≥ 75 см).
- Подшипники D > 300 мм – в ящиках.
- Ящики с обернутыми лентой подшипниками, коробки – только в положении "лежа".
- Высота штабелирования ящиков ≤ 2 м.
- Расстояние между сдвоенными рядами – для проезда электрокара.
- Доступ к особо крупногабаритным ящикам – с двух сторон.
Приоритет выдачи: Система FIFO (First In, First Out) – первыми выдаются подшипники с более длительным сроком хранения для минимизации переконсервации.
Распаковка: Допускается только непосредственно перед ревизией или монтажом в подготовленных чистых местах.
4. Транспортирование (ГОСТ 520-2011, п. 11.5, 11.6, 11.7, 11.11)
- Общие требования: Только в закрытых транспортных средствах (вагоны, автофургоны, трюмы, самолеты). Защита от влаги, ударов, вибрации, коррозионных агентов.
- Способы. В ящиках (основной способ). В многооборотной таре, контейнерах (ж/д, авто, речных) – по согласованию с массовым потребителем, в первичной упаковке (без ящиков), пакетированно. Пакетирование на поддонах (или без) с обтяжкой металлической лентой, сохраняющей форму пакета.
- Крупногабаритные подшипники: Допускается перевозка на открытом транспорте только при условии дополнительной надежной защиты ящиков от атмосферных осадков.
- Сопровождение: Каждая транспортная единица (ящик, контейнер при бестяжечной перевозке) должна содержать сопроводительный документ (паспорт).
Строгое соблюдение данных требований на всех этапах – от консервации на заводе до момента монтажа – является обязательным условием сохранения качества подшипников качения и обеспечения их безотказной работы в узлах машин и механизмов.